Мир Древнего царства


В древности Египет занимал практически ту же Древнее царство территорию, что и сегодня.
В додинастический период на этой территории существовали отдельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос являет¬ся искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мем¬фиса — Хетка-Пта.
Периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (III—VI) династий получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания — культ фараона. Этот культ опирался на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою очередь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и влады¬ки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собственной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос.
В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это нашло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Художественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.
К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла. В гробницах и пирамидах сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня, художественная мебель из разнообразных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Каждому украшению придавался особый смысл.
Погребальный комплекс Джосера. Голубая камера
Так, например, ножки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека. Создавались многочисленные статуэтки, изображавшие людей, занятых повседневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц.
Именно в период Древнего царства были созданы знаменитые египетские пирамиды, не имеющие аналогов во всей мировой архитектуре. Самыми большими пирамидами являются пирамиды фараонов 4 династии: Хуфу (по гречески Хеопс) - 146 метров высотой; Хафры (Хефрен); Микерина.
Изобретателем же пирамид считается гениальный министр, архитектор и математик Имхотеп.
До него правителей, и просто знатных людей хоронили в плоских склепах "мастабах". Имхотеп догадался на большую мастабу класть несколько других, все уменьшавшихся в размерах, и, таким образом, получилось ступенчатое пирамидальное сооружение - первая пирамида (фараона Джосера). Позднее, египтяне начали делать грани пирамид гладкими, без уступов. Get Adobe Flash player Однако к концу Древнего царства древнеегипетская культура пришла в кризисное состояние. Братоубийственная война, распад государства, голод и лишения, усиление роли местных центров и их правителей, все больше узурпировавших власть, возрастание роли средних слоев населения — все это вело к упадку египетской культуры того периода. В период смут и упадка были предприняты попытки возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию пу¬тем восстановления традиционных культов богов, соблюдения всех ритуалов повседневной жизни. Одновременно с этим в недрах египетской культуры зрела иная система мировосприятия, связанная со скептическими представлениями о загробном мире, всегда занимавшими центральное место в египетской религии. Откровенное неверие, недостаток благочестия, упование на то, что вечно только всепобеждающее слово, а не каменные гробницы, стали свидетельством раскола культуры. В это смутное время египетская культура уже не предстает как единое целое. В ней сакральные (священные) элементы сосуществуют с неортодоксальными, и этот двойственный характер сохранился в египетской культуре во все последующие этапы ее развития.
Пирамида Хефрена
Пирамида Микерина
Розовая пирамида
Ломаная пирамида

Ритуалы пирамид и гробницы Древнего царства.
Лекция Виктора Солкина


Комментариев нет:

Отправить комментарий