Эпоху Среднего царства нередко называют классической,
она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до
н.э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть
под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, продолжавшая тенденции
развития культуры Древнего Царства.
Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить
традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули
уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык. Эти изменения наложили
неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный
расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли
фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только
недосягаемым божеством, но и конкретным человеком.
Среднее царство по праву считается классическим
периодом египетской культуры. В это время окончательно складывается
среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской
истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание
государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому
строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не
просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных
и художественных потребностей. Одновременно с развитием архитектуры шло
развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые
математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки
созвездий на саркофагах, первый в мире словник.
Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от
времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян.
Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти
фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей — все это создало почву для
развития индивидуализма.
Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том,
что каждый заботился о своем собственном бессмертии. Теперь уже не только
фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать
на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти,
что сразу же нашло отражение в содержании культа умерших. Он очень упростился.
Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни
было достаточно одной стеллы — каменной плиты, на которой были написаны
магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное
обеспечение.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид,
желая подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те
пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились,
материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а
кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху пирамиды облицовывались
известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный
каменной крошкой, кирпичом и даже песком.
Храм Ментухотепа I
Фараон Ментухотеп I, основатель XI династии, который
вывел Египет из 200-летнего периода смут и в середине XXI века до н.э.
восстановил единство страны, был родом из Фив. На фиванском кладбище он велел
построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500
лет избрала для своего прославленного храма и царица Хатшепсут — в ущелье
Дейр-эль-Бахри.
Название ущелья, которое по-арабски означает «Северный
монастырь», происходит от находившегося здесь в раннехристианский период
коптского монастыря. Кажется, не существует более романтического места во всем
Египте: оно напоминает песчаный залив, вклинившийся в дикие и почти отвесные
утесы из песчаника, склоны которых ниспадают на землю со стометровой высоты как
окаменевший водопад. Когда-то здесь высилась единственная в Долине царей
пирамида, сооруженная над заупокойным храмом фараона Ментухотепа I.
Гробница в форме пирамиды не соответствовала обычаям Фив. Она была характерна для царей Древнего царства, резиденцией которых служил Мемфис. Все правители Фив, включая позднейших царей объединенного Египта, покоились в скальных гробницах. Ментухотеп I тоже повелел построить себе такую гробницу в нескольких километрах к северу отсюда, в местности, носящей название Дра абу-ль-Негга. А пирамиду в Дейр-эль-Бахри Ментухотеп возвел, очевидно, для того, чтобы продемонстрировать, что он является преемником и наследником традиций древних царей Египта. Но использовал он ее лишь как символическую гробницу — кенотаф; похоронить же себя велел, согласно фиванским обычаям, в скальной гробнице.
«Великолепны места Небхепетра» — назвал Ментухотеп I
этот погребальный комплекс (по своему тронному имени — Небхепетр). Погребальную
камеру он приказал вырубить под основанием скального массива; перед его
обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм.
Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах.
Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.
Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас,
окруженных крытыми колоннадами; нижняя имела площадь 60 × 50 м2, верхняя — 42 ×
40 м2. Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим
фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с
основанием 21 × 22 м, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из
каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка.
С восточной стороны к террасе храма вел пологий
пандус. От него начиналась огражденная каменными стенами мощеная дорога к
нижнему храму, который не сохранился. По остаткам дорожного покрытия удалось
установить, что она достигала 1200 м в длину и 33 м в ширину — т.е. была такой
же, как взлетная полоса современного аэродрома.
На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию
близкие к памятникам Древнего царства. Они отличаются четкостью линий и
тонкостью выполнения, которые выдают уверенную руку большого мастера. Мы знаем
имя ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, — его звали Иртисен.
Перед остатками колоннады, представлявшей собой
фронтон заупокойного храма, до сих пор видны следы более чем от шестидесяти ям.
Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником во
временв XI династии. Сейчас от пирамиды и заупокойного храма Ментухотепа мало что
сохранилось. Как они выглядели когда-то мы можем себе представить по нынешним
развалинам, исследовавшимся в начале ХХ столетия швейцарцем Э. Навилем и
англичанином Г. Холлом, а после Первой мировой войны американцем Г. Уинлоком.
Храм фараона
Аменемхета III
Пирамида Аменемхета I
Пирамида Аменемхета III
Пирамида Сенусерта I
Пирамида Сенусерта II
Пирамида Сенусерта III
Вероятно, правители Среднего царства
полагали, что каменные пирамиды не достаточно обеспечивают сохранность мумии.
Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров,
которые превратились в настоящий лабиринт. Такой переход от каменных пирамид к
пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал
громадных материальных затрат на их сооружение.Храм Ментухотепа I
Гробница в форме пирамиды не соответствовала обычаям Фив. Она была характерна для царей Древнего царства, резиденцией которых служил Мемфис. Все правители Фив, включая позднейших царей объединенного Египта, покоились в скальных гробницах. Ментухотеп I тоже повелел построить себе такую гробницу в нескольких километрах к северу отсюда, в местности, носящей название Дра абу-ль-Негга. А пирамиду в Дейр-эль-Бахри Ментухотеп возвел, очевидно, для того, чтобы продемонстрировать, что он является преемником и наследником традиций древних царей Египта. Но использовал он ее лишь как символическую гробницу — кенотаф; похоронить же себя велел, согласно фиванским обычаям, в скальной гробнице.
Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной,
ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 ×
120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских
жен и дочерей. Несколько в стороне стояла еще одна, значительно более нарядная
гробница, — в ней была похоронена официальная любовница фараона Кемсит, жрица
богини любви Хатор.
Стела. где упомин имя Иртисена
Это был крупный художник XXI века до н.э., изобретатель особо прочных
инкрустаций. Но одно украшение, придуманное Ментухотепом для своих
«Великолепных мест», превосходит всякую фантазию.
Колонны в храмах Среднего царства - обязательный элемент
Они имеют диаметр и глубину до 10 м и вырублены в скале через определенные
промежутки. Эти ямы служили огромными цветочными кадками. В них было посажено
более полусотни тамарисков. В восьми самых больших ямах по обеим сторонам
пандуса росли благоухающие сикоморы, отбрасывавшие тень на статуи, которые были
выше человеческого роста и изображали царя в облике Осириса. А нынешнее
безлюдное песчаное плато перед развалинами храма Ментухотепа было настоящей
скульптурной галереей с декоративным садом. Пышная зелень деревьев гармонически
сочеталась с ярко сверкавшим на солнце желтовато-белым зданием храма, два яруса
колонн, увенчанных пирамидой, перекликались с бесконечными вертикалями
окружающих скал. Нигде в Древнем Египте не было ничего подобного.
Особую известность из архитектурных построек этого
этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона
Аменемхета III.
Статуя фараона Аменемхета III
Этот храм вошел в историю художественной культуры под
названием Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем
Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению
греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды
Древнего царства.
Лабиринт считался самым выдающимся из множества
многоколонных храмов Среднего царства. Колонны его были стилизованы под
растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца,
родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Все колонны были
богато украшены цветным орнаментом и позолотой. Потолок был расписан под
звездное небо с золотыми звездами, которое свободно парило под сводами храма.
По стенам храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам,
внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих
соответствующих богов древнеегипетского пантеона.
О богатстве и красоте росписей можно судить о тех, которые археологи обнаружили в усыпальницах фараонов Среднего царства.
О богатстве и красоте росписей можно судить о тех, которые археологи обнаружили в усыпальницах фараонов Среднего царства.
Росписи стен гробниц 12 династии. Гробница Хнумхотепа 2. Ловля птиц
Росписи стен гробниц 12 династии. Гробница Хнумхотепа 2. Пастуху с антилопами
Охота на Ниле. Роспись гробницы в Фивах. Середина 2 тыс. до н. э.
Росписи стен гробниц 12 династии. Гробница Аменемхета. Жрец сем
Геродот писал: “Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие
сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели
Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила
многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые
пирамиды. Это – двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна
против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на
север, а шесть – на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте
двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех
покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни
за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там
помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.
Пять веков спустя Страбон пишет: “Тут же есть здание Лабиринта, похожее на
пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле
правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх,
находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой
дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было
округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с
другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые
залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной
стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы,
соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни
было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника.
… Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по
требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились
сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и
преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.
Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане
он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа
находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны
первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала
была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем
первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.
Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным
трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он
откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики
были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки
каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.
Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества
Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.
Изображение
бога крокодила Себека в храме, построенном в честь этого бога при Аменемхете III
Недалеко от Лабиринта находится еще один замечательный памятник Аменемхета
III – знаменитые колоссы Мемнона, как назвали их еще греки. Они были возведены
на земле, которую получили в результате ирригационных работ, проводимых
Аменемхетом. На северной точке этих земель и были установлены два массивных
пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены
колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они высечены из желтого
кварцита. Высота – 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты
водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.
Среднее царство по сравнению с другими эпохами
египетской истории заняло относительно непродолжительный период. Поэтому и
памятников культуры было создано значительно меньше. Внутренний социальный
кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. кочевых азиатских племен
гиксосов положили конец Среднему царству.
Артефакты Среднего царства
Бюст Аменемхета 3.12 династия.
Голова статуи Аменемхета 3
Аменемхет 3. 12 династия.
Голова статуи Сенурсета 3. 12 династия
Кубовидная статуя Хетепа. 12 династия
Статуя Ка царя Ауибра Хора. Среднее царство
Статуя Сенурсета 1 в белом венце Верхнего Египта
Комментариев нет:
Отправить комментарий